Рыбята! А не похавать ли вам назидательный сказ про ублажение Господа Ч.?Не повнимать ли морали, из обители божьей расточаемой щедро?
Щас будет вам… я вот тут на праздненстве побывал, и два дня в себя не приду.
Вернее, в себе-то я остался, но храню впечатление о трансцендентном нектаре том. И велит мне нектар этот изъясняться несуразно, казалось бы. Но всё в порядке. Просто не чисты органы чувств мои, нет ни ушей, ни глаз, чтобы Господа было слыхать и видать. Читайте книги Шрилы Прабхупады! Как на зло, в февральские дни познакомился я ещё с речами некоего Мурали Мохиндея Мухараджа и пришёл в совсем несусветный восторг от истинного Кришна-сознания.
Вот… хорошо, что заметил – пропустил «в» в слове «совсем». И хотя без «в» три слова во фразе в точности описывают суть процесса, всё же вставлю пропущенное на законное место.
28 февраля 2010 года был праздник. На «Динамо», в ИСККОН («Это к кришнаитам?» — спрашивал меня невинный народ) я не поехал. Непосильно очень. Тем более ещё никак в себя не приду от Джанмаштами – рождества Кришны – ещё позапрошлого, 2008 года. Ещё не восстановилось правильное умонастроение, ещё не вернулось на круги своя хотение слышать о Кришне и Его преданных из уст истинных Гуру-махараджей. Потому только любимый и уютный храм на Кисельном мог я осилить. Большего не вместить. Смог повидать кучу друзей и добрых знакомых. Ну и людей туда пригласить попутно. Ибо так положено – приглашать народ в храм. Создаётся сукрити (духовные заслуги), за которое в следующей жизни воздастся – и тебя не забудут, в храм приведут, и не сгинешь ты в пучине материального мира.
Правда, всегда вставал вопрос – а что потом делать с людьми, приведёнными в храм? Этот вопрос ставили трезвые Вайшнавы, преданные Верховной Личности Бога. А про то, что куча народа «двадцать лет мантру Харе Кришна повторяет – никакого прогресса нет» я долгие годы слышу от разных проповедников Гаудия Вайшнавизма.
Да и всегда риск есть. Посмотрят люди на то, что в храме делается… наделают апарадх кучу, и пройдут в ад… ой, опять это не я говорю, это легион тьмы — оплот фарисеев, книжников охальников и ханжей звучит в словах моих.
К слову, об апарадхах (оскорблениях). Это ведь не оставленная кем-то куча в углу или посреди, как некоторым кажется. Это когда ты, нечестивец, не жертвуешь своё время, силы, деньги, какому-нибудь функционеру от религии, не источаешь раболепие перед олицетворением легиона. Много таких олицетворений расплодилось.
В «законной» с точки зрения ИСККОН проповеди я сам раньше стремился участвовать. Почтеннейший Ангира Муни дас, министр Нама-хатт (рынка Святого Имени Бога) и проповеди в СНГ, учил, что в идеале нужно уметь проповедовать так, чтобы у вас за одну минуту приобрели товар (книгу Шрилы Прабхупады). Если за одну минуту её у вас не купили — всё, кончайте разговор, идите дальше, не тратьте время. Сам Ангира Муни показывал членам своей учебной группы (в 1997 году состоял я в ней) пример – ходил по Москве три дня, книги народу предлагал, тысячу человек словом обработал, ничего не заработал… и вместо бесполезной ходьбы переключился на издательство проповеднических журналов и книг.
Много удачливых преданных, у кого распространение книг А.Ч. Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады не пошло, потом на другой товар перешло. Аюрведу, косметику, прокладки, добавки, Бог весть что ещё и для чего… маркетинг рулит! Старая эта история, вся она изложена в легендарной тетради, а в Интернете есть пока только самое начало.
Что тут говорить — медитирующие не распространяют… опытные распространяющие не медитируют, а используют техники НЛП и приёмы из Карнеги. Вряд ли Шрила Прабхупада, имея ввиду свои книги и говоря «Распространяйте не мытьём, так катаньем» подразумевал именно это, что сейчас делается…
Но нас так учили — во что бы то ни стало выгодно продать книгу. И не важно, что вы будете про неё рассказывать. Надо сделать так, чтобы человек «пожертвовал». Даже если он потом плеваться будет. В следующей жизни продолжит чтение. В этой — книгу в руки возьмёт, в следующей — строчку прочтёт. А самая большая апарадха — подарить другому преданному-санкиртанщику (распространителю) книгу Шрилы Прабхупады – вот это оскорбление великое. Потому что у каждого настоящего преданного своих книг некуда девать и каждый настоящий преданный загибается под их тяжестью. Под грузом духовных наставлений, ибо Гуру, в переводе санскрита, «тяжёлый и есть». Только давит Гуру не манипурой, как какой-нибудь начальник или страж порядка, а аджной. Не той чакрой, которая в животе, а той, которая во лбу.
Вся слава Шри Чайтанья Сарасват Матху! Вся слава Основателю-Ачарье Шри Чайтанья Сарасват Матха — Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж Ки джай! Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж (Севаите-Ачарья Шри Чайтанья Сарасват Матха) Ки джай! Слава всем собравшимся преданным, всем не собравшимся преданным, и всем непреданным.
В 1998 году стал я выползать из сектантского (ИСККОНовского) умонастроения относительно того, что же есть такое «Сознание Кришны», и чем оно отличается от «сознания общества». Стал выползать и получил из рук Джаганнатха Валлабхи Прабху (с 2001 года – Шрипад Бхакти Бимал Авадхут свами) книгу Шрилы Шридхара Махараджа, величайшего хранителя бхакти (любви и преданности к Богу). Книга называется «Золотой вулкан божественной любви». Она о Господе Чайтанье. О настоящем Сознании Кришны. Даже стихи написались:
Когда препона в сердце не даёт дороги,Ты воззови: Нитай и Гаурахари! И из бездушной клетки вызволит на волю
Златой вулкан божественной любви.
Хранитель бхакти… Из надмирной яви Реальности прекрасной лучезарный свет.Из величайших преданных Чайтаньи
На сложные вопросы он мне дал ответ.
Вернувшись с праздника поздним вечером 28 февраля 2010, оставил своё впечатление о нём на форуме «Хари-катха» в теме «Важные мысли и открытия за день»: Когда не хочется тусоваться, но есть желание ощутить милость и свет Золотого Полнолуния, Дня рождения Нрисимхи или Кришны, то не надо ходить туда, где собираются вайшнавы. Гудбай, Америка и импортный неоиндуизм.
Нередко преданные вспоминают одну историю… как однажды на вайшнавском фестивале к Бхакти Вигьяну Госвами Махараджу, руководителю ИСККОН в России, подошла женщина. Она сказала, что по вере она христианка, но услышала о Харе Кришна Маха-мантре, к ней пришли чётки, и она повторяет больше 16 кругов в день – всё идёт прекрасно, радостно, и хочется большего. Бхакти Вигьян, будучи многомудрым и опытным руководителем, сказал ей: «Продолжайте повторять. Только НЕ общайтесь с преданными»!!! Да и какой смысл общаться с теми, кто мантру читает по-принуждению, без вкуса и часто без желания понять, зачем всё это. Зачем выхолащивать себя…
Поутру в голове снова зазвучала давняя песенка, но на новый лад:
А где был я вчера – не найду, хоть убей,Уж мозги керосином распаривал!Помню, Вика была, и Полина при ней
И большой дядька Везнич рассказывал…
Он-то своё что-то имел ввиду. А мне никак не удаётся к началу рассказа перейти. Должно быть, Господь язык контролирует. Не даёт по теме высказаться. На Господа-то, замечу, всё свалить можно. С половины шестого до шести вечера поджидал я по выходу из Метро «Кузнецкий мост» приглашённый мной честной народ, дождался всех, кто приехать смог, и пошли в храм мы ввосьмером.
Везнич (Садхананда бабаджи) вышел из Метро неожиданно. В Москве он редко. То в Индии, то у себя на Кавказе, где возглавляет Садхана-ашрам. И сегодня Везнич уже успел побывать на «Динамо», где празднование ещё с субботы шло. На «Динамо» говорит, народа – не протолкнёшься. С Везничем у нас схожие реализации были за неделю. Вывод такой: «Не ограничивай своё будущее ожиданиями». А я ограничил ожиданием. Всего лишь одним. Рассчитывал на то, что лекцию в храме на Кисельном будет давать и на вопросы отвечать харизматичнейший Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж («Авадхут» переводится как «Без правил и предписаний»). И ещё была одна привязка к результату – хотелось, чтобы всем приглашённым понравилось более-менее. Много раз слышал от более компетентного народа: твоё дело пригласить. А уж кто придёт, и как им там будет – сами поймут. Не маленькие…
Да и быть Иваном Сусаниным мне не впервой… я, правда, всегда говорю, за мной следующим: Вы – не поляки. Вы жители моей деревни.
После праздника, однако, всю ночь не спал. Весь праздничный день не ел, ибо пост, в полдесятого вечера набросался прасадом, а уж после всенощного бдения целый день смеялся. И только 2 марта вернулась способность ясно изъясняться. Хотя какие-то потуги выдать впечатление были. Сродни попыткам выдавливать из себя раба по капле, хотя там надо вычерпывать вёдрами. Верно говорил Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж: следует освободиться от мирского опыта, чтобы отблески надмирной реальности смогли коснуться нашего понимания.
Организуя встречу, завершал текст своего приглашения на «Хари-Катхе» (в теме «Встречи форумчан») таковым песнопением: Воскресным вечером вместе встретимся, будем Господа хвалить.
Вместе вечером скоро встретимся, чтоб про Кришну говорить.
За десять минут до полуночи (хотел сказать – за полчаса до весны, но точность пересилила) сумел состукать такой отчёт:
Встреча четырёх форумчан состоялась (ещё четверо были не с форума)! Началась она у Метро «Кузнецкий мост». Первыми появились clarik и Нитья, а потом и Kalipremi. И вот такая великолепная четвёрка идёт по историческим местам в храм на Кисельном! Не уверен, что будут фото, поскольку даже встретившийся нам попутчик харизматичнейший Везнич (Садхананда бабаджи, инициированный ученик Свами Сатчитанады Ганапати, руководитель садхана-ашрама Шри Даттатреи на Кавказе), яркий самопиарщик и исторический участник всех духовных собраний и конгрессов, попросил прислать фото с его присутствием сначала ему на цензуру. Но было весело. Особенно по Нитье то было заметно. Во время киртана. А ещё веселее – когда мы сбежали с Киселя, и говорили о самоцензуре на форуме.
Подробнее о самом празднике будет в другом месте. Здесь – о встрече. И вот сидим мы в зеркальном зале в ожидании прасада. Беседуем о популярной в последнее время форумской теме про холериков, сангвиников и прочих. Я на правах чёрного меланхолика (согласно мнению психологов и психотерапевтов) говорю: «Надо было мне сюда Тётю Сеню пригласить»… уж она бы всех распатронила. Но я не стал ей звонить, поскольку она недавно пыталась загрузить меня суетным делом, да и она не очень любит бывать там, где уже бывала и кое-что раскритиковала.
А на обратном пути на подходе к метро шли мы мимо забегаловки. Рассказываю, как в 2003 году тут магазин был… давненько историю в теме про тренинги не продолжу… но вот упоминаю, как во время тренинга личностного роста стрейч-группой, в составе которой я был, в том магазине кое-что покупалось. Только я не успел вспомнить, как это называлось. Сейчас вспомнил, что там ещё за товар был, но это не в тему уже.
Нитья на меня посмотрела на прощание (ей ведь на поезд) и удостоверилась, что я всё-таки живой. А мне всё думалось по поводу праздника, что уж лучше бы Кларик, то есть Виктория, лезгинку танцевала. Было такое шутливое намерение. Сольное танцевальное выступление Виктории хоть в алтарной, хоть в зеркальном зале было бы веселее и воспринималось бы благодарнее. Тем более мы убедились, что специальных талантов для того, чтобы плясать, рисовать, лекции толкать — не надо. Главное — ради Кришны всё делать.
Нитья ответила на форуме: «Таки Шастры с тобою соглашаются! Вкус, бхава — рулит. А результат — побочный продукт…
Возможно, я разочарую народ, но… мне было весело. Накричалась, наскакалась, в ладоши нахлопалась. Конечно, празднество было верхом постмодернизма! Конечно, более бестолковую лекцию я… хотя, недавно как-раз слушала. Но при все моем равнодушии к теме я все ж рада, что была там. Жаль лишь, что поговорить толком не довелось ни с кем».
Я же не стал особо веселиться (храм, всё-таки), а то было бы не хуже, чем в мультфильме, после того как Ослику Иа хвост подарили. Всю ночь и весь день веселюсь. А поговорить в следующий раз сумеем…
Вот Шрипад Мадхав Махарадж нам показал, как забором слов можно от сути и смысла загородиться. Аж три человека из приглашённых мной не смогло даже до прасада досидеть. А они ведь бывалые йоги, куда их только не носило!… Я даже услышал мнение, что на отчитках православного экзорциста отца Германа (а там и по часу стоять на коленях приходится) гораздо легче и атмосфера, и вся церемония. И бесы там самопроявленные, а не затаённые.
Нитья добавила, имея ввиду Мадхава Махараджа: «Тетя Сеня сказала бы, что это называется эготизм. Чел недовкладывает себя, экономит, контролирует. Спонтанности нет, все силы брошены на обеспечение безопасности. Причина — страх. Но МММахарадж в этом деле лидирует». МММ – это уже другой работник от вайшнавизма, но то отдельная история.
Смотрю – Нитья на форуме ужо беспокоится. 02.03.2010, 10:19: «Кажется, проповедь Махараджу таки удалась… Ах, Кисель, Кисель… Не ходите, дети, в Африку гулять». Отвечаю: Да, удалась. Сегодня вечером начну по частям выкладывать рассказ о Гаура-пурниме 2010 на Киселе… у себя на сайте в разделе «Творчество», в блоге на Хари-Катхе, в ЖЖ на всякий случай закину, в блог на майл.ру, может и ещё куда… фокус в том, что несколько страниц текста перед глазами с самого вечера 28 февраля кружатся.
Беспокойства не лишни. Как-то в дождливый день осени 2007 года прибыл я на программу с участием Шрилы Бхакти Вичар Вишну Махараджа, посланника и ученика Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа.
Вишну Махарадж выступал перед преданными с очень вдохновляющими лекциями. Главные темы касались самопредания, полного слияния своих желаний с желаниями Бога. Ничего в духовной жизни не происходит без милости преданных и без Веры. Это утверждение Вишну Махарадж проиллюстрировал известной историей. Демон Хираньякашипу получил даршан Господа Нрисимхадева по милости Преданного, Прахлады Махараджа. И главное — Вера. Хираньякашипу поверил в то, что Господь находится в колонне, и Господь вышел из колонны, и растерзал демона.Вишну Махарадж предъявлял высокие требования к желающим инициироваться. «Господь очень не любит тех, кто считают себя преданными, но продолжают думать о греховных действиях». Получив инициацию, нужно сверять свои дела, слова и мысли с волей Гурудева и Господа Кришны. Одно присутствие на программе сильно меняло умонастроение. Можно было понять, чего ты достоин. Насколько сильно твоё желание служить Богу — как то требует конкретный Гуру.
Побывал я на той программе, и народ почуял, что я изменился. Это начинались соблазны. Если бы я пользовался языком верующего христианина, то сказал бы: искушает Сатана. В одном разговоре я услышал: «Неужели ты думаешь, что Господь может тебя не любить? Зачем тебе такой Господь? Разве то, что ты чувствуешь, не чувствует Он? Возможно, то, как я думаю, тебя обидит, но мне кажется, когда люди используют посредников между собой и Всевышним (прости, что употребляю слова, недостойные меня), это связано с попыткой переложить ответственность с себя на посредника (Гуру). Если поступал так, как сказал Гуру, а результат не тот, какой хотел, то виноват не я, а Гуру». Я не нашёл, что живым языком сказать в ответ на такую наивную логику и искренность…
А всё первое марта 2010 года как бы сами собой обдумывались слова Шрипад Мадхава Махараджа: Господь не затем пришёл, чтобы дать нам сверхспособности, богатство, здоровье, семью, успех, славу… он пришёл, чтобы дать любовь к Богу. В этом, наверное, и есть Любовь Бога к человеку. И Мадхава Он уже полюбил. А меня не очень.
Фея Ириса (та, которая нарекла меня Лелем) спрашивала меня: «А Гауранга не пришёл, чтобы дать любовь Бога? Чтобы все поняли, как Господь любит их? А то когда говорят про любовь к Богу, то получается, что нужно перестать любить всех вокруг и всё вокруг — и закат солнца, и лесное озеро… ты начинаешь так звучать, когда думаешь про важных, надувших щёки гуру». Эх! Если бы только щёки. Теперь модно надувать пузо, манипуру.
Возвращаюсь к Празднованию Гаура-пурнимы… Транцендентная реальность началась в тот самый момент, когда мы свернули в Кисельный тупик. Труден стал путь к храму. Сразу стало ясно – здесь люди Богу служат. А путь к Богу усыпан трудностями и требует беспрестанного внимания. Чуть что оступишься, и загремишь по ледяным колдобинам к чёртовому прадеду. Говорят же, что когда преданные служат Верховной Личности Бога, то управляющие вселенной Дэвы обустраивают всё наилучшим образом – и сразу наступает хорошая погода, и на огромное расстояние вокруг проблем с дорогами и дураками уже нет.
Из этого вывод. Преданные Богу служат? Служат. Значит что – колдобистая дорога угодна Богу. И всякий встречный тебе не друг, не брат, ни кум, ни сват, а великий духовный учитель. Если же окажется, что Господь хочет другой дороги к себе, почище и ровнее, то видимо, в другом проблема. Дэвы обижены. Наверно потому, что «преданные Кришны» их именуют «полубогами» и тем самым очень оскорбляют. А, если точнее, зачем стремящимся к Богу хорошая мирская дорога? Чего к мирскому удобству привязываться? Как в том анекдоте. Навернулся ученик по дороге к Богу, но жив остался. Дополз до Гуру. Гуру глянул на него: «Ты что, решил жить остаться? А смысл»? Смысл в том, что только здоровый ученик пригоден для служения. Только сочный фрукт годится для выжимания сока, подношения кукле на алтаре. Шкурку же обычно выбрасывают.
Про это говорила мне накануне одна знакомая (к счастью, уже не матаджи) из Гаудия матха. Ещё одна её коллега собралась из ИСККОН на Кисель кое-кого привести. Из числа тех, кто в ИСККОН уже загибается. Не знаю, привела ли. Колдобины могли пересилить. А что есть в грешном мире отношения ученик-гуру? В абсолютном большинстве всевозможных духовных, религиозных, йоговских обществ-организаций-движений или ты ешь, или тебя едят. Ты или наживка, или ротан, для которого все остальные – наживка. Ротан (от слова рот) – рыба-гуру такая, состоящая из огромной пасти и брюха. Поэтому всегда больше смысла свою секту создавать, пока её не создал кто-то ещё. У Армена Каспаряна, друга той самой моей знакомой, которая меня весной 2004 года впервые в храм на Кисельный привела, песня есть: «Ты не жди, не жди вестей от Бога. Здесь про них давно пора забыть. В грешном мире есть одна дорога. И придётся эту жизнь прожить».
И вот в седьмом часу вечера вошли мы в алтарную Храма. И увидел я выставленную там картину. К картине у меня никаких претензий нет… я её особо не разглядывал, чтобы не породниться с одним шерстяным чудом перед новыми воротами. Хотя, наверно, уже породнился. Раньше мне довелось увидеть одно авторитетнейшее изображение Кришны – плод труда нескольких Нама-хатт, групп учеников Ачарьев-Вайшнавов. Всё было сделано под самым высочайшим руководством и снабжено необходимыми благословениями. Года два то изображение рисовали. И что же вышло? Каля-маля вышла. Точка, точка, запятая. Вышла рожица смешная. Носик, ротик, пара ног. Появился Кришна – Бог!
Теперь я знаю, что даже намалёванное на холсте пугало может быть неотличным от Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Когда я вошёл в алтарную, то долго никак не мог понять, зачем портрет батьки Махно выставили. Да и Махно ли это… нет, не Махно – зазвучала не всеми услышанная беседа Петьки и Василия Ивановича. Какой же это Махно. Ведь царь изображён? Царь. А кто у нас хотел царём быть? Степан Разин. Самый большой бунтовщик. Только у него не получилось победить, а вот мы с тобой, Петька, всю белую армию коту под хвост отправили. Ничего, про нас тоже картины напишут. Ещё сколько праздников впереди. Рама Навами, Нрисимха Чатурдаши, Шри Кришна Джанмаштами…
А лекция меня совсем добила. Особенно когда Шрипад Мадхав Махарадж предупредил, что он этот текст никогда ещё не читал… надо было первоклассника из ближайшей школы позвать читать.
Процитирую полные самоцензуры мнения форумчан Хари-катхи, тех, кто был со мной на празднике и оставил свои впечатления в темах форума.
Нитья (Полина): «Ах, не у меня одной патретик вызвал недоуменье! Лицо, как у матрешки из середины матрешечного прайда. Деталей и красок уже мало, но черты еще различимы. А тулово — от Айседоры Дункан, не иначе. Да еще к нему кружевная скатерть пририсована… Стоишь и думаешь — то ли в который раз уговаривать себя не верить глазам своим, то ли, пусть не вслух, но хоть себе самой сказать, что король-то голый!
Махарадж… Махарадж искал Истину в себе. Не находил ее, удивлялся, опять искал, находил, опять удивлялся, радовался, демонстрировал ее народу… и тут же Истина ускользала от него».
Калипреми (Алёна): «Так, если махарадж ставит тех, кто стремится к знанию, на один уровень с мечтающими о богатстве и прочих низменных удовольствий, от которых у преданных болит душа, то что тут сказать? Ведь художнику помимо таланта необходимы знания, а потом и опыт. А там и талантом не пахло. Да и сам товарищ лектор махарадж читал книжку, запинаясь на каждом слове, словно читать научился пару месяцев назад. Вообщем, еле досидели. Если в это, был мой первый визит туда, больше б точно не пошла. Да и сейчас не уверена, что готова повторить сей подвиг».
А мне что-то из «Бхагавад-Гиты» помнится, что Господь – это талант в человеке. А оно, оказывается, вот как…
И слово Виктории (Кларик латиницей на форуме Хари-катха): «По поводу нашего похода я могу сказать одно: вам виднее зубры бывалые постиссконовские. Мне было забавно смотреть на это действие, правда в одном месте, когда пляска подошла к своему апогею я ощутила себя кошкой, я буквально была сбита с ног шумом и мне захотелось спрятаться в тишину. Еды была чудная, слава Богу переварилась. Помните я все ожидала эффектов волшебных?
А вообще я с вами и на колокольню и в прорубь. Скажите опять Кисель, эх ради вас….. Я подумаю. Но лучше в лес, к озеру, к лошадям»…
Вика продолжает: «Если бы меня что-то расшевелило на танец, то это был бы действительно вихрь, близкий к торнадо. Потому как с моей весовой категорией и темпераменту (долго раскачиваюсь-плохо останавливаюсь) возможно Кисель бы пережил апокалипсис! Меня больше всего впечатлил момент, когда алтарный служитель вынес факел, к пиротехническим шоу я не была готова. И грешным делом, мне вспомнилась хромая лошадь…
Хвала Всевышнему все обошлось»!
2 марта 2010
Часть вторая
Абвгд (это мы уже проходили, Абырвалг слушали, знаем)… Иклмн… Опрст… Уфхцчшщ!!! Надо бы, конечно, похвалить Господа Нашего Шри Чайтанью Махапрабху, в образе Стеньки Разина явленного нам в сий знаменательный день 28 февраля 2010 в частном доме на Киселе, надо похвалить Ачарий-основателей, а особенно тех преданных, которые пришли в Кришна-Сознание, и не заморочились. Ибо они как жили, так и продолжили жить.
Только я решаю более важную задачу: как перестать быть кришноидом (шизоидом, инопланетоидом, кенгуроидом), и начать жить. Тем более если ты кришноидом родился. Ибо нужно родиться кришноидом, чтобы и попасть в общество «Сознания Кришны», и продолжать там заморачиваться.
Вот читаю на форуме «Хари-Катха» сообщения типа (читаю и вою):
«Когда мы материально обусловлены, нам кажется, что мир нашего сознания подобен океану. Но, когда по милости преданного в наше сердце приходит бхакти, мы понимаем, что жили на маленьком необитаемом острове с одной пальмой (эго) посередине, окруженным безбрежным океаном сладости и очарования (мадхурьи), в котором (океане) наше место никем не занято, где мы легко отказываемся от нашей т.н. свободы, так как она кажется стекляшкой по сравнению с богатством отношений (према) с Кришной».
Эх, много их там что ли, обусловлено-обухабленных? Вот когда я обусловлен какой-либо духовной группой или обществом, сложившимся вокруг тех или иных гуру-пальм, мне тоже самое кажется. Что я в Океане Сознания…А когда выхожу из стакана с богоизбранными собратьями, то начинаю видеть, что не в одном «истинном» Гуру заключается путь к Богу…
И тогда сладость и очарование (только своими уже словами названные, а не с чужих слов заученные) начинают касаться тебя…
Продолжу цитировать мудрого собеседника с аватаркой Карлсона: «Шрила Пури Махарадж написал, что гуру учит поклоняться не гуру, а Кришне. Гуру лишь помощник. При том, со временем, после некоторой практики, оказывается, что поклонение Кришне происходит посредством различных бхав — настроений преданности. И лучший способ этому научиться — осознать свою тадатмию со своим гуру».
Всё, конец сиим цитатам. Все вкус почувствовали? Нектарный? Раз почувствовали, так запомните таковой. И теперь продолжим, как там эту тадатмию Арджуна сознавал?
Вор, плут, обманщик, хитрюга, гуляка, убийца, растлитель и совратитель Кришна вешал на уши лапшу Арджуне, уверяя, что не надо бояться состояния разорванного облачка. Дескать йог, отрёкшийся от Мира, оборвавший связи с Землёй, в следующей жизни всё равно продолжит свой полёт к небу. Лукавый Кришна! Как ты прав… из жизни в жизнь такой скиталец будет разорванным облачком, совсем неприкаянным, не знающим пристанища… потому что достичь неба может тот, кто прочно стоит на Земле.
Ошо пришёл Кришне на выручку рассказиком про белые облачка. Плывут они себе по ветру, ни к чему не привязанные, и таким образом им принадлежит весь мир. Поют же: «Белые кораблики по небу плывут. Белые кораблики дождики везут. Пристани корабликам в небе не нужны. Пристают кораблики к маковке сосны».
Да, кстати, вот актуальный кусок из Ошо. И про тадатмию там тоже есть.
«На самом деле, вы всегда ищете, как забыться, стараетесь убежать от самих себя. Вы так пресытились собой… Никто не хочет оставаться с самим собой. Тысячу и один путь создаете вы, чтобы просто убежать от самих себя. Когда вы говорите: «Это дерево прекрасно», вы сбежали, вы забылись. Когда вы видите проходящую мимо красивую женщину, вы забываетесь. Видящий теряется в видимом. Не теряйте в видимом видящего. Много раз будет он утрачен — так верните же его себе. Возвращайте его снова и снова. Понемногу вы утвердитесь. Мало-помалу у вас появится сила. Что бы ни проходило мимо вас, что угодно, даже если Бог следует мимо вас, на это Патанджали говорит: «Помни, что ты — видящий, а он — видимое». Не забывайте это разграничение, поскольку только с этим разграничением ваше видение прояснится, сознание сконцентрируется, осознанность укрепится, существо укоренится и центрируется. Идите снова и снова, падайте снова и снова в самовоспоминание. Не забывайте, что самовоспоминание — это не воспоминание об эго. Это не значит вспоминать, что «я есть», нет. Это значит, вспоминать, что внутри есть видящий, а снаружи — видимое. Вопрос не в «я», вопрос в сознании и объекте сознания. «Разделение видящего и видимого, вызванное рассеянием незнания, — это средство, которое приносит освобождение». По мере того, как все более осознающими о том, что окружает вас, вы станете, мало-помалу вы поймете, что не только мир окружает вас, ваше собственное тело окружает вас. Оно — тоже объект. Я вижу свою руку, я чувствую ее, поэтому я должен быть отстраненным. Если бы я был телом, то нельзя было бы почувствовать тело — кто же тогда почувствует его? Для того чтобы знать, нужно разделение. Всякое знание разделяет. Всякое незнание — забывание разделения. Когда вы начинаете осознавать, что и тело также «другое», ваше сознание поселяется дома.
Тогда вы начинаете осознавать, что ваши эмоции, ваши мысли также «другие», ведь вы можете видеть их. Вы увидели их снова и снова, но вы не помните, что вы отстранены. Вы видите, как мысль движется на экране ума. Она похоже на облако, плывущее в небе. Вы видите парящее белое облако или ползущую черную тучу, они двигаются на север. Когда мысль проходит мимо, просто посмотрите, откуда и куда она направляется. Наблюдайте за ней. Не вовлекайтесь, не становитесь едиными с ней. Это вовлечение, единение с мыслью называется отождествлением, тадатмией — это и есть незнание. Отождествленные, вы находитесь в незнании. Неотождествленные, отстраненные, свидетельствующие, наблюдающие, вы двигаетесь к осознанию.
Это метод, который Упанишады называют методом «нети, нети», это метод исключения. Вы видите мир, тогда я — не мир; вы видите тело, тогда я — не тело; вы видите мысль, тогда я — не мысль, вы видите эмоцию; тогда я не — эмоция. Дальше вы продолжаете и продолжаете… и наступает момент, когда остается только видящий, все видимое исчезло, а с видимым и весь мир.
В этом одиночестве сознания присутствует потрясающая красота, невероятная простота, безграничная невинность, аскетизм. Когда вы пребываете в этом сознании центрированными в нем, у вас нет забот, вообще нет забот — ни тревог, ни сомнений, ни страдания, ни ненависти, ни любви, ни гнева. Все исчезло, есть лишь вы. Нет даже ощущения того, что «я есть», потому что, если вы чувствуете, что «я есть», вы можете начать осознавать чувство, которое отделено от вас. Вы есть. Вы просто есть. Все настолько просто, что нет осознания того, что «я есть», просто «пребывание», бытие. Это и есть определение бытия. Вопрос не в философии, как определить его, вопрос в переживании, как испытать его.
Все исключено, все мечты растворились, весь мир исчез — вы находитесь в самих себе, ничего не делая, нет даже зыби мысли, вас не овевает даже ветерок эмоции — все так неподвижно и тихо: время остановилось, исчезло пространство. Это трансцендентальный миг. В этот миг вы в первый раз больше не незнающие. Вот как вы растете в бытии. Вот как вы становитесь знатоком, а не знайкой. Вы не получили никакой информации, наоборот, вы отстранили все, что окружало вас. Совершенно нагие, голые, как шунья, пустота, вы есть».
Для неосиливших. Ошо сказал, что тадатмия (отождествление) с умом – это незнание. А тадатмия (тождественность настроения) с гуру, по идее, помогает в поклонении Богу. Тост за тадатмию с гуру!
Было дело, как сейчас помню, в кулуарах Кремлёвского дворца съездов. Происходило всё во время «Роджественских чтений» 2008 года, где только православных батюшек не менее тысячи собралось. Присутствовавший в компании преданных Прабху, ученик Шрилы Бхакти Сундар Говинды Махараджа, обратился ко мне с вопросом: «Ты хочешь понять высоту нашего учения? У тебя есть брошюра БРАТЬЯ»? Я хорошо помнил эту брошюру. В ИСККОН эта крамола была вне закона. БРАТЬЯ – это ученики основателя Гаудия-Вайшнавизма Шрилы Бхактисиддханты Тхакура Прабхупады, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада и Его Божественная Милость Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, основатели ИСККОН и ШЧСМ соответственно…
Прабху сказал, что точно так же, как на Ачарьев, надо смотреть на трёх современных БРАТЬЕВ – Шрипада Бхакти Бимал Авадхут Махараджа, Шрипада Бхакти Ачинтья Мадхава Махараджа и Шрипада Бхакти Чайтанья Бхарати Махараджа. И тогда снизойдёт милость, откроется чистое сознание…
Я подумал, что, может быть, точно также надо смотреть на всех преданных и даже непреданных (ну или, по крайней мере, на тех, кто может быть достойным примером). А на Махараджей-то уж обязательно. И вот такое испытание…
После лекции Шрипада Мадхава Махараджа на Гаура-Пурниму местечковые деятели в конкурирующем ИСККОНе радостно потирали ладони. Ими и раньше резолюции писались, что в последнее десятилетие качество вайшнавской проповеди значительно пострадало. А всё из-за того, что добавилась проповедь не по книгам Прабхупады, с примесью материализма, и, что самое неприемлемое, с примесью шикши, почерпнутой вне ИСККОН.
Если уж доводить всё до абсурда, то за материализм, собственно, местечковым деятелям ИСККОН следовало бы прижучить в первую очередь своих. Чем дальше, тем больше и Бхакти Вигьян Госвами Махарадж, и Чайтанья Чандра Чаран Прабху, и многие другие погружаются в лекции по психологии, астрологии, аюрведе, прочему прикладному, но не чисто духовному знанию.
А сильномогучий Брахман из Шри Гопинатх Гаудия Матха как-то возмущался в разговоре со мной: «Чем там занимаются Махараджи из ШЧСМ? Что за славянские веды они придумали? Вы не могли бы у них спросить? Это что за самодеятельность? Разве Говинда Махарадж учил их этому? Ведь нет славянских вед, есть только одни Веды»… далее знакомый Брахман объявил, что будет книгу писать на эту тему. Про отклонения от сиддханты у российских Махараджей. Кто таков сильномогучий Брахман – отдельная история. Это очень принципиальный и несгибаемый партайгеноссе. Одинокий фюрер вайшнавизма (на бенгальском – Бой-Шнобизма). Он объявляет умершими всех духовных братьев, кто отклонились от «линии мысли нашей Гуру-прампары». Что мы должны гордо нести знамя Бой-Шнобизма, и всё тут. И сам он такой крутой Бой-Шноб.
На форуме «Хари-Катха» об этом уже мне уже довелось молвить : Если точно, то он сказал «Линии мысли Гуру-парампары», что мы должны гордо нести знамя Гаудия-вайшнавизма… а те, кто пошёл к бабаджи на Радха-кунду, ещё куда-то — то всё, это предательство, а, значит, смерть. Духовная смерть. Для «Харе Кришна», согласно брахману, не нужны и все те, кто славянскими ведами балуется (имелись ввиду Махараджи из ШЧСМ). «Кто нами руководит»! — восклицал наш телефонный брахман, — «Разве Говинда Махарадж давал им такие поручения»? Так проявляется забота брахмана и о параллельной линии гуру-парампары. Идёт бой за чистоту мысли!
И в следующем сообщении я не смог отделаться от впечатления, полученном на празднике от Шрипада Мадхава Махараджа: «Помню его лекцию 28 февраля 2010 на Гаура-Пурниму, в алтарной храма на Кисельном… помню портрет Махапрабху… у-у-у! Хочется самому превратиться в деклассированного персонажа после такого зрелища, повесить сперва на грудь табличку: Не забуду Махараджа и кисель родной»!
Карлсон прокомментировал: «Как вас вообще туда пускают после того, что вы тут пишете?! А мне всё в кайф, я Кришну люблю. Меня прёт от Его шакти, что через парампару идёт. И мне параллельно, кто где там кого с автоматами на камеру снимает. Нашёл себе вечный кайф и тащусь. Меня зовут Карл, фамилия — Сон. Живу на крыше»
Сейчас и про камеру с автоматами будет. Чуть позже. А на вопрос, как меня вообще туда пускают, что можно ответить… так ведь я и не пишу ничего особенного. «Я слишком много знаю… мне пора в духовный мир». Тем более мемуары издавать пока не собираюсь. Вспоминаю Романа Шимановского, шеф-редактора передачи «Апокриф» на канале «Культура». Он рассказывал, как его друзья уговаривают издать мемуары… а он не хочет. Понимает, что если напишет всё так, как оно и было, то вся жизнь его резко разделится на то, что «ДО» и то, что «ПОСЛЕ». А если ждать, пока все действующие лица умрут – так это замучишься ждать и со скуки помрёшь.
Шрипада Мадхава Махараджа, прошедшего большой опыт армейской работы и школу «Свидетелей Иеговы», на Киселе зовут «Полковник Махарадж». Наверно по тому же принципу Пилот Бабу называют Пилот Бабой. Несколько лет назад Шрипада Мадхава Махараджа прочили в руководители московского центра Шри Чайтанья Сарасват Матха. Эстетствующие преданные говорили, что он высоко поднимется за счёт своей интеллигентности и затмит «раздолбанного» Жору-Авадхута.
То ли Мадхав Махарадж не в ту сторону начал подниматься, то ли его интеллигентность оказалась лишь маской – но что-то в оркестре сломалось. После этой блистательной Гаура Пурнимы как обитатели Киселя, так и друзья преданных «Тупика» почти четыре недели обсуждали, что такое вкурил перед лекцией Полковник Махарадж или не вкурил – ему вкололи…
Это у преданных шутки такие. Но, всё-таки, не он вкурил. Ему вкололи. Но не тогда, а чуть позже. Рассказывают, что Полковник Махарадж достал своими армейскими порядками обитателей Киселя. В четыре утра побудка, служба и всё такое, положенное по уставу службы Господу нашему Шри Чайтанье Махапрабху. Короче, разыграли полковника. На форуме Хари-Катха об этом написал Манджувак «Кстати, вот в ШЧСМ весьма остроумные адепты бывают. Есть там один Свами-полковник, дык они чего с ним учудили! Пригласили в баню и сделали особые приготовления, наняли девушек, а двух каких-то друзей переодели в ментов. Вообщем, махарадж как ни в чем ни бывало парится в бане, вдруг девушки появляются неодетые, а потом — менты с автоматами, а за ними «репортеры» с камерами»…
Ещё короче, сослали полковника проповедовать на Украину. Пусть, мол, хохлов повыстраивает. А то забыл, понимаешь, историю 1999 года с Генеральным Прокурором Скуратовым… ерунда это всё.
Ведь главное, чтобы сами девушки были кошерные — тогда степень их неодетости не будет иметь никакого значения. Отвлекусь от струи повествования прилично – жанр того требует.
Рассказал всё-таки я на «Хари-катхе» одну историю… пока не полностью рассказал… не упоминая имён, места, времени (исполняя просьбу соучастницы истории).
…Допускались те, кто уже проходил тренинги хотя бы первого уровня. Отобран необходимый состав участников. Есть даже запасные игроки.
Собирались постепенно, следовало переодеться в принесённую с собой тренировочную форму, при необходимости – принять душ. Потом каждому надевали элегантную облегающую полушапочку-полуповязку повязку на глаза – с мягкими тряпичными овалами большого размера, закрывавшими половину лба и верх щёк. Надевали и проводили в зал – посидеть под музыку несколько минут до начала…
Процесс будет длиться несколько часов. Правила: Повязку не снимать, пока не будет дана команда. Разговаривать запрещено. Говорит только тренер и (если кто-то нуждается в частной подсказке) – его помощники, хранители пространства. Если что-то неладно – участник может поднять руку вверх, помахать, позвать помощника. Выйти из зала и прекратить участие в тренинге можно в любой момент. Помощники готовы заменять выбывших участников.
Гонг. Первый этап – медленное движение по залу. По пространству ковра. Музыка играет сразу с четырёх сторон. Отчасти медитативная, отчасти журчащая…
Задание – чувствовать друг друга энергетически. Не только это. Можно лишь слегка прикасаться руками. Непреднамеренная толкучка не в счёт. Цель – найти себе пару. Не по внешнему виду… если тебе тот, кто перед тобой, не нравится – идёшь дальше. Если выбор сделан – можно встать плотнее друг к другу.
Распробования иной раз длились по 5-10 минут. Мужчина? Женщина? Ах, нельзя ощупывать… только лёгкие касания, скольжения над… вальсирование, принюхивание… контакт рук, вот целая куча народа, но мне не находится в ней пары, двигаюсь дальше… чувствую, что динамлю, удаляюсь на периферию, не пытаюсь активно кого-то привлечь и даже распознать – будь оно, как будет. Примут, не примут. И уже под самое завершение первого этапа меня выбрала какая-то девушка. Словно бы притёрлась и на том успокоилась. Вроде ничего себе…
Гонг. Помощники отводят образовавшиеся пары на специально подготовленные места – коврики, подстилки-матрасы, простыни-покрывала. Можно выйти (не все сразу) ненадолго по необходимости, взять свои платки, массажное масло, полотенца. Подглянуть, пользуясь случаем – что за народ в повязках-полушапочках… никого не узнаешь… и снова поправить повязку на себе.
Второй этап. Голос ведущей. Странно – техники (набор из т.н. массажей фараонов, Георгини, Зверковой, Семен Семёныча), с трудом удававшиеся при наглядной демонстрации с подробным объяснением, шли «на ура» вслепую, под минимум слов что и как делать. Для тех, кто не в курсе – никакого нарушения известного регулирующего принципа под №4 де-юре не происходит.
Часть меня не перестаёт думать, кто со мной в паре – не похожа она на «Тетерниковскую» девушку. По движениям и повадкам. Непроработанность какая-то. Поразительно, но я, оказывается, умею чувствовать нечто большее, чем обычно… временами казалось, что моя пара – лицо «со стороны», потому что от неё вдруг окатывало волной низкой, почти вожделенческой энергии – эта энергия не волнила даже, а очень плоско излучалась, но недолго. А после… после всё сменялось то ощущением летнего разнотравья, то – запахом речного песка.
«Канал» или «поток» был, работал, но мы (и я, и она) его тормозили, не пропускали на всю мощь… а руки сами знают куда двигаться, где останавливаться, «прилипать», как будто в рейки… и точно боится моя пара опять «зафонить»… трепещет, сдерживает спонтанность…
Голос тренера. Можно воспользоваться паузой. Предлагается снять повязки (эти маски) и решить – будете ли вы взаимодействовать дальше. И согласиться на продолжение уже выражением глаз…
Эх, глаза, всегда-то они не то говорят, что надо приличному обществу и воспитанию.
…тут следует состукивать текст, но подходящего текста нет. Сколько-то секунд, конечно, ушло на осознание…Немая сцена. Язык отнялся. Паралич хватил. Такое оцепенение…
Какой там гонг… взрыв изнутри!
До того я её – ту, что сейчас партнёрша на этом тренинге — за несколько лет видел не раз. Но всегда в другом образе, ибо то было в другом мире. Даси (не с былой нашей нама-хатты, слава тебе Господи) раньше всегда была в сари, с чётками, с кантхималой и т.п. Всегда служением поглощена…
Это только можно почувствовать, что произошло. Какова реакция тела. Физиологическая. Оцепенение. Партнёрша, возможно, не так сильно ошарашилась.
Представьте – был такой рай, и вдруг вас застукали, хотя вы твёрдо знали, что не застукают. Застукали те, кто считают этот рай адом.
А кто эти те – свод правил в голове? Что с такими-то людьми нужно вести себя так? А тут, хоть так, хоть не так, и ничего сделать нельзя – как будто страшный суд и ни в какой формат мы не вписываемся – пора вышвыривать нас из вселенной…
А этот её взгляд – более чем удивлённый и отчасти испуганный (хотя, может, здесь больше моей интерпретации)… пропечатал насквозь…
И затем с головокружением – ну мы-то не в аду, мы-то в раю, хотя и искренне хотели жить по другому… а потом у неё словно лихорадка подступала – и ни туда, и ни сюда. Ни жить, ни умереть. И вперёд не идётся, и отступать глупо. Раз уж дошли.
В этот священный вечер открылись вдруг глаза! Открылись и ввергли в обычное деревянное состояние опять – дурацкого самоконтроля. И куда сгинули нежность, доверие… не успеть начать жить, и сразу умереть.
Мой ум, когда разморозился слегка, стал выпендриваться (не вслух, а про себя): «Вот, тьмутаракань, нашли друг друга-то… кришноиды… надо ж так», вспоминал анекдоты («ты или крестик сними, или штаны натяни»)…
Возвращаюсь к теме.
Рязанка, моя знакомая, в тот вечер 28 февраля 2010 сидела в алтарной кисельного храма на лавочке у стены. А я на полу в метре перед ней. Ещё было самое начало, ещё только собирался народ, пелся киртан. Ещё не пришёл Шрипад полковник свами. Весь абырвалг был ещё впереди. Рязанка решила немного посмеяться, начала говорить что-то, позвала меня поближе, и предложила сначала опереться спиной на её колени, прекрасно зная, что здесь я этого делать не буду. Хотя в алтарной и не такое происходило, бывало (и покруче, чем в клубе «Кайлаш» на собрании преданных в начале февраля 2008), только не со мной…
Ах… я ещё беспокоился почём зря о впечатлении от праздника Гаура-пурнимы моих приглашённых знакомых… хотя знаю же – все люди разные, всем не угодишь. А они не парились. Вот один из отзывов: «Сразу видно, Махарадж – человек левый, он тут случайно, он больше не нашёл где бы ему хорошо устроиться»…
(опубликовано 4 июня 2010 года, в день рождения Н.К., кто была моей проводницей в храм на Кисельном 2 мая 2004 года в День Явления Господа Шри Нрисимхадева).